Том Стоппард родился 3 июля 1937 года в городе Злин (Чехословакия) под именем Томаш Штраусслер в интеллигентной еврейской семье. В начале немецкого вторжения в Чехословакию семья Штраусслер бежала в Сингапур. В связи с угрозой неминуемого японского вторжения в 1941 году Марта Штраусслер (урожд. Бек) вместе с двумя сыновьями была вынуждена бежать дальше в Индию. Его отец, врач обувной фирмы «Батя» Евжен Штраусслер, вместе с другими мужчинами—работниками фирмы был оставлен в Сингапуре, интернирован японскими войсками после захвата ими города и погиб при бомбардировке на море. Оставшиеся в Чехословакии родственники Стоппарда, включая бабушек, дедушек и трёх сестёр его родителей были убиты немцами.В 1954 году, когда Тому было 17 лет, его выгнали из школы и он занялся журналистикой, сотрудничая в Бристольских газетах. Приехав в 1960 году в Лондон, он начинает писать для радио и телевидения, работал театральным критиком под псевдонимом Уильям Бут.И, наконец, 6 октября 2007 года в Российском Академическом Молодёжном Театре состоялась премьера пьесы сэра Тома «Берег Утопии». «Берег Утопии»— пьеса современного английского драматурга и сценариста Тома Стоппарда, написанная им в 2002 году. В этой драматической трилогии рассказывается о России XIX века, в ней действует множество персонажей, как русской, так и зарубежной истории: Александр Герцен, Пётр Чаадаев, Иван Тургенев, Виссарион Белинский, Михаил Бакунин, Александр Огарёв, Николай Станкевич, Николай Чернышевский, Тимофей Грановский, Иван Аксаков, Карл Маркс и многие другие.Стоппард рассматривает период, когда общественная волна просветительства впервые перешагнула границы России, а российская эмиграция обрела свой голос. Трилогия включает три части: «Путешествие», «Кораблекрушение» и «Спасение» (иногда последнюю часть называют «Выброшенные на берег»). История начинается в 1833 году в селе Прямухино, родовом поместье Михаила Бакунина. Перед нами — семья Бакунина, а также Белинский, Бакунин, Станкевич и Иван Тургенев: молодые люди, добрые друзья, увлеченные идеями немецких философов-идеалистов. В второй части («Кораблекрушение») главными героями являются Герцен, умирающий от чахотки Белинский, Николай Огарев, Бакунин. Бакунин, уже анархист, Герцен и Тургенев становятся очевидцами французской революции 1848 года. Надежды на свободу сменяются разочарованием. И, наконец, третья часть: Лондон, где встречаются после краха европейских революций эмигранты разных мастей. Герцен, Огарев и его жена Наталья составляют любовный треугольник. Бакунин возвращается из ссылки. Стоппард говорит, что «решил довольно точно придерживаться истории и только дважды нарушил это правило. Например, когда Герцен был в Англии, Бакунин сидел в тюрьме но для пьесы было нужно, чтобы в споре он высказал свою точку зрения. И он как бы является Герцену во сне».Одна из центральных тем трилогии — свобода. Герцен говорит, что он разгадал секрет свободы: «Свобода — это то, что люди дают друг другу, а не то, что забирают друг у друга».Свобода — это добровольный жест, это обуздание себя. Стоппард поясняет это так:Нельзя сказать, что свобода — это мое право играть на трубе посреди ночи. Если ты ставишь себя на место другого, то уже являешься свободным человеком в том понимании, которое мне близко. Позволять себе давать свободу тем, с кем ты рядом, — это и есть свобода.Что касается названия пьесы, то автор оставляет открытым вопрос о том, возможна ли реализация утопии, но считает, что надо к ней стремиться. Особенно большое внимание Стоппард уделяет семье, потому что семья — это «наша личная империя», и она «в нашей власти», значит, надо пытаться реализровать утопию хотя бы в семье. Герцен в итоге понимает, что гармоничное общество должно существовать по тем же законам, что и счастливая семья, это должно быть «соревнованием в благородстве», тем более, что в семье уже есть идеальная модель человеческого поведения — отношения между детьми и родителями. Драматург поясняет это так: «Ты инстинктивно чем-то жертвуешь ради своего ребенка. Но мы не готовы ничем жертвовать ради соседа».Для Стоппарда очень важен человеческий элемент: «Пьесы пишутся о людях, об отношениях, о том, как люди влюбляются, взрослеют, женятся, умирают, бросают жен или мужей, возвращаются к ним… Пьесы не пишутся об идеях. Меня влекли характеры». Драматург рассказывает, что сначала его интересовала только нравственная тематика, но «когда вы начинаете читать Бакунина, Тургенева, Герцена, Белинского, вас неизбежно начинает интересовать Россия. Мне кажется, история нации, страны может быть так же интересна и пронзительна, как история одного человека». Герцен, Бакунин, Огарев, Тургенев показаны очень реалистично, как живые люди, со своими слабостями и проблемами. Стоппард нарушает наши привычные представления о них.