Англия 20-е гг. После 1 Мировой войны борьба в литературе была обострена. Большинство писателей ощутили обречённость старых форм жизни, норм морали, представлений и ценностей. Уход от волнующего и общественно актуального в мир частной жизни, интимных переживаний. Писатели ищут новые формы выразительности. Декаданс выходит на первый план (Как литературное движение, декаданс — это переходный этап между романтизмом и модернизмом, короче что-то вроде модернизма). Декаданс как следствие кризиса буржуазной культуры. Характерной особенностью английской литературы модернизма в тот период стал подчёркнутый, демонстративный уход от общественной проблематики, замыкание в рамках частного мира отдельного человека, кропотливое изучение её ощущений, переживаний и реакций, изучение подсознательного. Общественное – это низшее, личное – высшее и вечное. Многие опираются на учение Фрейда. Писатели ”потерянного поколения” отказывались показывать жизнь во всей её сложности и полноте, замыкались в частный мир. Поэты – имажисты. Элиот. После войны к середине 20-х гг. сложилась поэзия, построенная на символах и шифрах, произвольных, субъективных ассоциациях и свободной форме. 1909 г. Хьюм основал Школу имажистов. Они говорили об уродстве и ненадежности окружающего их буржуазного мира. Они создавали отвлечённый отвлечённый культ прекрасного образа. Олдингтон относился к ним. Лаконичная форма, чистая образность. Реализм. Модернизм был очень силен, но реализм всё равно сохранялся. Старшее поколение – Шоу, Уэллс. О' Кейси и романтист и реалист. По Англии. Реализм. Начало нового XX века ознаменовалось и новыми тенденциями в развитии английской литературы. С окончанием "викторианства", запрещавшего откровенный показ физиологических сцен, в Англии появились писатели-натуралисты (С.Моэм ), продолжил свое развитие реализм (А. Кронин). Английские и ирландские писатели в период между двумя мировыми войнами активно включились в литературный мировой и общеевропейский процесс. Р.Фокс, К. Колдуэлл, Ш. О'Кейси, активные участники политического, национально-освободительного и литературного движения, подготовили теоретическое обоснование литературы социалистической ориентации, в чем немало способствовала революция 1917 года в России. Говоря об английской литературе XX века, нельзя не упомянуть о выдающемся писателе, романисте, драматурге, новеллисте, мастере социально-психологического романа Д. Голсуорси, чья трилогия "Сага о Форсайтах" знакома всему миру. Г.Уэллс, Д. Джойс, Р. Олдингтон - список имен можно продолжать и продолжать, написать еще много слов об английских писателях, но лучше всего о себе расскажут они сами в своих произведениях. 30-е гг. …”Золотой век”, небывалый расцвет прогрессивной английской мысли и литературы. Озабочены общественными вопросами, подъём общественного прогресса способствовал этому. !930 – экономический кризис, подготовка ко 2 войне, фашизм. Размежевание литературных сил. Реализм выступает и борется против модернизма. Реалисты – Шоу, Уэллс, Олдингтон…+ сторонники марксизма-ленинизма. Меняется отношение к СССР, призыв объединяться с ним против фашизма. Уэллс разоблачает фашизм в повести *Игрок в крокет* (1936). (Критический реализм) Широкое развитие прогрессивной литературы. Писатели-гуманисты, антифашисты. Уэллс *Игрок в крокет*. Олдингтон *Смерть героя*. Они ищут новые пути в рамках одного и того же метода, рассматривают задачу писателя, как задачу наблюдателя и судьи жизни – задачу гражданственную. Это годы победы реализма. Эволюция Элиота, сторонник реакции. Уэллс пишет об угрозе войны и о роли фашизма в ней. Модернизм 30-е гг. После 1 Мировой войны борьба в литературе была обострена. Большинство писателей ощутили обречённость старых форм жизни, норм морали, представлений и ценностей. Уход от волнующего и общественно актуального в мир частной жизни, интимных переживаний. Писатели ищут новые формы выразительности. Декаданс выходит на первый план (Как литературное движение, декаданс — это переходный этап между романтизмом и модернизмом, короче что-то вроде модернизма). Декаданс как следствие кризиса буржуазной культуры. Характерной особенностью английской литературы модернизма в тот период стал подчёркнутый, демонстративный уход от общественной проблематики, замыкание в рамках частного мира отдельного человека, кропотливое изучение её ощущений, переживаний и реакций, изучение подсознательного. Общественное – это низшее, личное – высшее и вечное. Многие опираются на учение Фрейда. В 30-е гг. модернизм уже не претендует на место ведущего направления. Иногда замечаются профашистские мотивы. Элиот всё чаще прибегает к публицистике. Он пытается убедить в прочности мировосприятия, основанного на разуме. Пишет о значение духовных ценностей. Вторая Мировая война. Многие вставшие в 1936 г. на защиту свободы испанского народа теперь испытывали настроение горечи и разочарования. Хемингуэй *По ком звонит колокол*. Многие писатели замолчали. После войны в 60-е гг. – рост прогрессивных тенденций, увеличение числа писателей передовых политических и эстетических взглядов. Реализм крепнет. 50-е гг. экзистенциализм. Основные этапы развития английской литературы в 1917 – 1995 гг. 20е (размежевание направлений и сил, эскепизм – уход от актуального в обществе в мир личностный переживаний, бегство в частный мир, скепсис, горечь…); 30е (расцвет прогрессивной мысли и литры, озабоченность общественными вопросами, 1930 – экономический кризис до 34, эскепизм перестал быть популярным, пришло время занять какую-ту позицию в связи с мятежом в Испании и желанием некоторых сражаться в рядах республиканской армии, то есть, борьба с фашизмом, защита реализма, появляются писатели, творчество которых озарено передовыми идеями марксизма-денинизма, например, О Кейси, растет влияние коммунистических идей); после второй мировой (движение рассерженной молодежи в 1953-57, рабочий роман, литература о тинэйджерах после 1958, драма новой волны, настроение бесперспективности, скепсиса, растерянности, крепнет реализм). Мифотворчество в английской литературе XX века. Миф – своеобразный знак, следствие историко-культурной памяти человечества, в котором в свернутом виде содержатся представления об опорных жизненных константах. Джойс. По колку: писатели 20 века обращаются к античности, ветхому завету, творчеству Шекспира. Одиссей – путешественник. Удобный образ – Блум, как путешественник, путешествует по городу. Улисс – мир глазами античности, а Блум – современности. Архитипичность. Стремление найти универсальные основы бытия (независимо от эпохи присутствует в человеке) – обращение к мифу. Миф – универсальная структура повествования, это узнаваемость. Одиссей – обыкновенный, Блум – еврей (вечная неприязненность). + Элиот